Как ОСАГО — автостраховку получить на один день

Как ОСАГО — автостраховку получить на один день

Изменения в правила оформления полисов ОСАГО вступили в силу 2 марта. Отныне ответственность можно застраховать не только на год, но и на ультракороткий срок — от 1 дня до 3 месяцев.

Традиционные годовые полисы ОСАГО будут действовать по-прежнему

Чтобы отсечь от страхового рынка мошенников, желающих получить полис «задним числом» уже после совершения ДТП, при оформлении краткосрочных полисов вводится «временная франшиза». Это условие предполагает, что договор ОСАГО будет вступать в силу только через три дня после его заключения. Но если страховщик и страхователь согласны сократить трехдневный срок ожидания, закон при наличии обоюдного согласия это допускает.

Сколько будет стоить краткосрочный полис ОСАГО — пока не сообщается. В законе есть указание на то, что в любом случае его цена не может превышать стоимость стандартной годовой страховки.

При этом представители страховых компаний предупредили, что наивно будет ожидать, что однодневный полис обойдется водителю в 1/365 от годового.

Цена на него будет выше, поскольку ультракороткие договоры не очень выгодны для страховых компаний. Сотрудники страховых компаний рассчитывают, что краткосрочный полис будет стоить как минимум 20% от цены годового.

Эксперты убеждены, что однодневные полисы все же будут востребованы у некоторых категорий автовладельцев — например, у таксистов, которые работают «не на регулярной основе», а также у водителей, редко пользующихся своими авто.

Ранее полисы ОСАГО, как правило, оформлялись сроком на один год, при этом у владельца, уверенного в том, что он будет пользоваться машиной менее этого периода, была возможность снизить стоимость договора, указав более короткий срок эксплуатации транспортного средства.

Со 2 марта можно купить ОСАГО на один день. Во сколько обойдётся страховка?

Со 2 марта оформить ОСАГО можно хоть на один день. До этого минимальный срок составлял 3 месяца. Лишь в исключительных случаях можно было оформить полис на 5 или 20 дней. Новые правила направлены на автовладельцев, которые ездят несколько дней в году, и долгосрочная страховка им не нужна. Но насколько это будет выгодно в финансовом плане?

Что изменится

Со 2 марта владельцы машин смогут заключать краткосрочные договоры ОСАГО — от одного дня до трёх месяцев.

Это стало возможно, благодаря принятым в августе 2023 года поправкам в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (N 40-ФЗ).

Такая страховка начнёт действовать спустя три дня после оформления, если страховщик не согласовал более ранний срок. Это нужно, чтобы полисы не покупали сразу после ДТП.

Стоимость краткосрочных полисов

В проекте указания Центробанка говорится, что при расчёте стоимости краткосрочного полиса страховщики обязаны будут использовать понижающий коэффициент срока действия договора.

Но конкретную величину коэффициента страховые компании (СК) смогут устанавливать самостоятельно.

Единственное, что цена полиса в любом случае не сможет быть выше годового. На сегодня максимальная базовая ставка ОСАГО для физлиц на легковые автомобили составляет 7 535 рублей.

Остальные коэффициенты останутся без изменений: стаж и возраст водителя, коэффициент бонус-малус, территориальный коэффициент, мощность автомобиля и т. д.

Стоимость краткосрочного договора ОСАГО определённо будет ниже годового за счёт применения понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком, считает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Но в перерасчёте на год стоимость полисов от 3 месяцев стоят дороже. Поэтому стоимость однодневного договора не может быть равна 1/365 годового.

Как рассчитали в ВСК, ОСАГО на 10 дней на Lada Granta в Москве для 25-летнего водителя с понижающим КБМ (безаварийная езда) и стажем вождения три года обойдётся почти в 3 000 рублей, пишет «Российская газета». Понижающий коэффициент за небольшой срок, который устанавливает страховщик, составил 0,22. Стандартная годовая страховка при тех же условиях будет стоить 13 500 рублей.

Как было раньше

До 2 марта полис заключался на 1 год. Но в рамках этого срока страхования можно было выбрать период пользования машиной. Минимальный период — 3 месяца. Автомобилист платит только за это время действия полиса. Но и страховка действует только этот срок. Если авария произойдёт в другое время, то ответственность за выплаты ложится на водителя.

Застраховать автомобиль на меньший срок можно только в двух случаях:

  • если нужно проехать к месту регистрации на только что купленном автомобиле — 20 дней;
  • если ездить по России на машине с иностранными номерами — 5 дней.

Однодневные полисы ОСАГО теперь доступны водителям

Со 2 марта, согласно вступившим в силу поправкам в законодательство, в России можно оформить краткосрочный полис автогражданки сроком действия от одного дня до трех месяцев.

Такие полисы ОСАГО будут удобны, к примеру, для владельцев ретроавтомобилей или граждан, решивших кратковременно поработать таксистами. Страховщики, которые с самого начала относились к идее коротких полисов ОСАГО скептически, предупредили, что услуга будет дорогой.

Тарифы, скорее всего, составят в любом случае не менее 20% стоимости обычной годовой страховки.

До сих пор срок действия договора ОСАГО по умолчанию составлял год. При этом разрешалось купить страховку сроком до 20 дней, если гражданину нужно добраться на транспортном средстве от места его приобретения до ГИБДД, либо полис сроком действия от пяти дней, если машина зарегистрирована за рубежом и временно используется в РФ. Можно также оформить сезонный полис — на три (и более) месяца в году. В 2022 году, по данным ЦБ, россияне оформили 488 тыс. трехмесячных полисов — 15% от общего числа договоров ОСАГО.

Вступившие в силу поправки позволяют заключить договор автогражданки на срок от одного дня до трех месяцев.

Законопроект был предложен ЛДПР в 2022 году, поддержан правительством и принят летом 2023 года. Договоры на подобных условиях, поясняли в ЦБ, могут быть востребованы автовладельцами, редко использующими машины, например собственниками ретроавтомобиля.

В Российском союзе страховщиков (РСА) также говорили об интересе к коротким полисам со стороны таксистов. При расчете цены краткосрочной страховки компании обязаны использовать понижающий коэффициент, размер которого страховщики, пояснил ЦБ, определяют самостоятельно.

Право компаний определять размер понижающего коэффициента по коротким полисам станет прецедентом, когда страховщик де-факто может свободно определять стоимость полиса автогражданки.

По данным, независимый актуарный информационно-аналитический центр по заказу ЦБ проводил расчеты, согласно которым даже однодневный полис, исходя из имеющихся рисков, не может стоить дешевле 20% цены годового. То есть если цена годовой страховки составляет, допустим, 5 тыс. руб., то однодневный полис, следуя бытовой логике, должен стоить 13,6 руб. (1/365 от 5 тыс. руб.), однако, по расчетам актуариев, он обойдется не менее чем в 1 тыс. руб.

Это примерно совпадает с расчетами, которые ранее обнародовал Cтраховой дом ВСК:

-12-месячный полис для безаварийного водителя с 20-летнем стажем вождения на Lada Granta обойдется в 5,7 тыс. руб.,

-10-дневный — в 1 тыс. руб. (понижающий коэффициент 0,18).

«Чем короче договор, тем он убыточнее, стоимость однодневного договора не может быть равна 1/365 годового»,— пояснили в РСА.

В целях противодействия мошенничеству при заключении краткосрочных полисов законом об ОСАГО предусмотрена так называемая временная франшиза, напоминает Евгений Уфимцев: договор будет вступать в силу только через три дня после его заключения, что позволит избежать случаев заключения договоров, когда, например, ДТП уже случилось.

Аналогичная франшиза, напомним, применяется для электронных ОСАГО.

Спросом такие полисы будут, скорее всего, пользоваться у таксистов с частичной занятостью, для которых речь идет о редких временных подработках, считает руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования «Абсолют Страхование» Михаил Петряев.

«Также полисы будут покупать и автомобилисты, которые редко садятся за руль, так называемые подснежники, которые в основном не используют машину в зимний период»,— полагает он.

Короткие полисы задумывались как способ решить проблему недоступности полисов для таксисов (страховщики выставляют слишком высокую цену либо не продают вообще), напоминает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«Но по тем ценам, которые обозначены — более 1 тыс. руб. в день, это никому не интересно, проще купить сразу годовой»,— считает эксперт. Даже с учетом этого возможность купить такую страховку — новый удобный шанс, уверен автор вступивших в силу поправок депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *