На долго ли? Правительство договорилось с нефтяниками о снижении цен на бензин

Правительство и нефтяные компании в течение 24 часов подпишут соглашение о стабилизации ситуации на топливном рынке. Об этом сообщил поздно вечером 31 октября вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания с нефтяными компаниями.

Соглашение будет заключено до 31 марта 2019 г. «Решение найдено, и ситуация может начать успокаиваться. Она была расшатана искусственно», — заявил Козак.

Договоренности будут включать рост производства топлива не менее чем на 3% к прошлому году, добавил министр энергетики Александр Новак. Оптовые цены должны вернуться на уровень июня этого года, чтобы обеспечить рентабельность работы АЗС. Поэтому, по словам Козака, отпала необходимость вводить заградительную пошлину на нефтепродукты.

Кроме того, налоговый маневр (приведет к росту внутренних цен на нефть) начнется после истечения этого соглашения с нефтяными компаниями, а не с начала нового года.

Осенью топливный рынок вновь оказался на грани кризиса. Нефтяники, которые все лето по договоренности с правительством не поднимали цены на своих заправках, больше не захотели этого делать. Причин несколько — выросли оптовые цены, а с нового года увеличатся ставки акцизов на нефтепродукты и НДС, растет привлекательность экспорта топлива, рентабельность АЗС продолжает падать. Нефтяные компании считают, что нужно увеличить стоимость литра топлива на 4−5 руб. Правительство выступило категорически против роста цен.

29 октября премьер-министр Дмитрий Медведев поручил чиновникам договориться с нефтяными компаниями, иначе будет введена заградительная пошлина на экспорт нефтепродуктов. Также было предложено ввести лицензирование экспорта топлива. Лицензия будет выдаваться при условии, что нефтяники станут поставлять на внутренний рынок определенную часть топлива. Козак говорил, что нефтяники уже согласились продавать нефтепродукты владельцам независимых АЗС по тем же ценам, что и своим «дочкам».

Цены на бензин бьют рекорды, а тут еще и АЗС недоливают бензин — в итоге водители порой платят в реальности не по 44-45 рублей за один литр, а по 50-55 рублей! В такой ситуации вопрос «как сэкономить» крутится в голове постоянно. Даем советы

Фактически введено ручное регулирование на уровне мелкого опта, договорились держать оптовые цены на уровне розницы с небольшой доходностью, рассказал президент Российского топливного союза, объединяющего независимые АЗС, Евгений Аркуша. «По сути, цена на топливо в рознице должна будет до конца года сохраняться на уровне сегодняшних цен у нефтяных компаний, — продолжает он. — Договорились, что независимые АЗС снизят ее до этого уровня». Но чтобы поддержать маржу розницы, вертикально-интегрированные нефтяные компании обязаны снизить цену опта, говорит Аркуша.

Самый высокий риск для нефтяников — введение экспортной пошлины, поэтому они предпочли договориться, сказал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Нерыночные механизмы регулирования есть во многих странах, Россия не исключение. Но от этого надо избавляться, считает эксперт.

«Группа компаний “Новый Поток” по итогам совещания представителей нефтяных компаний и правительства поддержала решение о принятии мер по замораживанию розничных цен на автомобильное топливо и присоединяется к нему», — сказал представитель компании.

Российские нефтяники подпишут соглашение по стабилизации рынка топлива

Нефтяники сообщили правительству о необходимости поднять цены на топливо на 4–5 руб. за литр. Потери отрасли из-за заморозки цен эксперты оценили в 150 млрд руб. Правительство планирует удержать цены экспортными пошлинами

На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака ​24 октября нефтяники сообщили правительству о возможном росте розничных цен на бензин и дизель на 4–5 руб. за литр, рассказал  один из участников совещания и подтвердил источник, близкий к другому участнику совещания. Они предложили правительству поднять цены с нового года, объясняет один из собеседников РБК. Еще один участник встречи рассказал, что компании «просто жаловались правительству о своих проблемах и в 4–5 руб. оценили убытки при продаже литра топлива». «Но поднимать цены по принципу «мне плохо, поэтому плевать на всех» все-таки не будут», — уверен он.

Нефтяники с 1 июня и до сих пор сдерживают цены на топливо в России. Из-за снижения курса рубля и дорогой нефти литр АИ-92 в октябре, например, компании продают в среднем на 4 руб. дешевле, чем могли бы продать на экспортных рынках, подсчитывали для РБК аналитики Vygon Consulting. Такой дисконт нефтяникам пришлось сделать впервые: до введения в феврале 2017 года бюджетного правила скачки цен на нефть нивелировались курсом рубля, так что рублевая стоимость литра бензина и дизеля была относительно стабильной. А в этом году из-за заморозки цен с 1 июня нефтяные компании недополучили около 150 млрд руб., подсчитал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. До конца года цены могут вырасти еще на 2–3 руб. за литр, оценивал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Если консультации с нефтяниками ни к чему не приведут, правительство введет заградительные пошлины на нефть и нефтепродукты, заявил в понедельник, 29 октября, премьер-министр Дмитрий Медведев. Это может случиться уже на следующей неделе, рассказал вице-премьер Козак (его цитировал ТАСС). Нефтяники недополучают доходы на внутреннем рынке в переработке, но не стоит забывать о том, что в 2018 году они заработали 1,5 трлн руб. девальвационной прибыли в добыче: резервы для временного сдерживания цен у них имеются, говорит источник, близкий к правительству.

Осенью, несмотря на договоренности с правительством, некоторые АЗС начали отпускать цены. Второго периода напряженности на рынке нефтяники ожидают в начале 2019 года, когда вырастут акцизы и НДС и начнет действовать налоговый маневр в нефтяной отрасли. Но, по оценкам Vygon Consulting, с нового года бюджетная субсидия (демпфирующий акциз) снизит уровень налоговой нагрузки в рознице, а дисконт к экспортной цене АИ-92 составит не 4 руб., как сейчас, а всего 20 копеек.

Такого же мнения придерживается и Минфин. «Механизм ее [субсидии] работы очень простой: если нефтеперерабатывающий завод поставляет на внутренний рынок бензин или дизельное топливо пятого класса, за десять дней до уплаты акциза он получит субсидию от государства в среднем в размере 10 тыс. руб. на тонну. Акциз на дизельное топливо с 1 января 2019 года составит 8,5 тыс. руб. Получается, субсидия государства на 1,5 тыс. руб. больше акциза. Если говорить о бензине, субсидия составит 80% от размера акциза», — рассказал в пятницу директор департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но демпфер ведет себя по-разному в различных экономических параметрах, правительству придется следить, чтобы механизм сработал корректно, говорят федеральный чиновник и консультант одного из министерств.

Представители Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС не ответили на вопросы

Правительство может ввести заградительные пошлины на нефть на следующей неделе

Вице-премьер Дмитрий Козак отметил высокую вероятность принятия этого решения
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак Сергей Бобылев/ТАСС

Правительство РФ уже на следующей неделе может принять решение о введении заградительных пошлин на нефть и нефтепродукты для стабилизации цен на бензин на внутреннем рынке, сообщил журналистам вице-премьер Дмитрий Козак.

«В случае, если те договоренности, которые сегодня состоялись, не помогут, придется пользоваться этим инструментом. Рынок есть рынок — нам придется вводить заградительные пошлины на нефть и нефтепродукты для того, чтобы сделать равновыгодной реализацию нефти и нефтепродуктов на внешнем и внутреннем рынке. Решение по пошлине может быть буквально на следующей неделе. У нас в законе такие полномочия правительству предоставлены, и такое решение может быть принято», — сказал вице-премьер, отметив, что вероятность принятия этого решения высока.

Козак уточнил, что на встрече с вертикально-интегрированными топливными компаниями (ВИНК) 29 октября им было предложено продавать нефтепродукты независимым АЗС по своим внутренним ценам. Нефтяники на эти условия согласились.

«Мы разговаривали сегодня с нефтяными компаниями о том, что нефтяным компаниям, с учетом их дохода от экспорта нефти и нефтепродуктов, [нужно] проявить альтруизм и продавать компаниям, которые им не принадлежат, нефтепродукты по тем же ценам, по которым они продают своим «дочкам», чтобы удерживать цены на розничном рынке», — сказал Козак. «Такое предложение нефтяными компаниями одобрено», — добавил он.

Вице-премьер пояснил, что в настоящее время независимые АЗС (которые составляют 60% рынка) по ряду топливных категорий убыточны. «У нас сегодня, особенно за Уралом, [АЗС] по некоторым видам топлива, в основном по «зимнему дизелю», находятся в отрицательном секторе. Поэтому необходимо снижение оптовых цен. Вертикально-интегрированные нефтяные компании имеют возможности удерживать цены для своих АЗС, и на их АЗС проблем не существует. Но 60% заправок не принадлежат ВИНК, поэтому необходимо находить выход из этой ситуации», — подчеркнул Козак.

Однако существуют и другие сложности, отметил он: «Участников этого рынка достаточно много, плюс есть независимые нефтетрейдеры, которые покупают нефтепродукты на внутреннем рынке по сниженным ценам и реализуют их на экспорт, что тоже требует отдельного регулирования».

В этой связи правительство обсуждало и другие возможные меры регулирования рынка. В частности, лицензирование экспорта нефтепродуктов при гарантии поставлять определенный объем топлива на внутренний рынок.

Вице-премьер добавил, что у нефтяных компаний остается «буквально несколько дней», чтобы насытить внутренний рынок топливом и обеспечить необходимую для выживания маржинальность независимых АЗС.

При этом Козак сообщил, что правительство намерено удерживать рост цен на топливо в пределах инфляции. «Целевая задача, о которой мы неоднократно говорили, — мы будем удерживать эту ситуацию именно в этом коридоре. Моторное топливо в России, в нефтяной стране, должно расти в пределах инфляции», — сказал он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *