Как пенсионеру получить адресную материальную помощь от государства

Предоставление адресной социальной помощи (далее — АСП) регулируется на уровне субъектов РФ.

Такую помощь предоставляют органы власти субъекта РФ, например министерство, департамент или комитет социальной защиты населения субъекта РФ, за счет субсидий из бюджета ПФР, если ее оказание предусмотрено региональными социальными программами (разд. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП; п. 11 Административного регламента, утв. Распоряжением Минсоцзащиты МО от 27.11.2014 N 18РВ-96; п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 N 456).

Для получения АСП рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, имеете ли вы право на получение АСП

В г. Москве АСП оказывается, в частности, гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, среднедушевой доход семей которых на дату обращения за оказанием помощи равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума на душу населения в Москве (разд. 2 Положения; Порядок, утв. Постановлением Правительства Москвы от 19.06.2014 N 351-ПП).

Справка. Величина прожиточного минимума на душу населения в г. Москве

Такая помощь предусмотрена в виде (разд. 1 Положения):

  • материальной (денежной) помощи;
  • продовольственной помощи;
  • вещевой помощи.

В Московской области предусмотрена материальная помощь в денежной либо натуральной форме (п. п. 10, 15 Административного регламента).

Так, пенсионер в Московской области, который находится в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, болезнь, безработица, жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно, вправе получить материальную помощь.

Основанием для получения материальной помощи могут быть чрезвычайные ситуации, сложившиеся в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, военных действий, террористических актов, повлекших за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и имущественные потери граждан (п. 3 Административного регламента).

Шаг 2. Напишите заявление в орган соцзащиты или МФЦ с указанием способа получения материальной помощи

АСП оказывается по заявлению, которое можно подать в орган соцзащиты по месту жительства или через МФЦ (разд. 3 Положения; пп. «а» п. 26 Административного регламента).

Сумма материальной помощи может быть перечислена, в частности, на лицевой счет пенсионера-получателя, открытый им в любой кредитной организации, на счет Федерального почтового отделения связи (разд. 3 Положения; п. 123 Административного регламента).

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы

Вам понадобятся следующие документы (разд. 3, 4 Положения; п. п. 26, 27 Административного регламента):

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством РФ;
  • документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);
  • справка о доходах семьи;
  • пенсионное удостоверение;
  • документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию, наличие чрезвычайных обстоятельств (акт обследования, выписки из похозяйственных или домовых книг, справка органов внутренних дел, подтверждающая факт обращения по вопросу утраты документов и денег, справка о пожаре, стихийном бедствии и другие документы).

Примечание. Заявление и справка о доходах семьи представляются в подлинниках, остальные документы — в копиях с предъявлением подлинников для сверки (п. 26 Административного регламента).

Шаг 4. Представьте заявление и необходимые документы в орган соцзащиты или МФЦ

Заявление можно представить лично, почтовым отправлением или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг.

Решение об оказании помощи либо об отказе в ее оказании принимает территориальный орган соцзащиты. Срок принятия решения установлен в конкретном регионе. Так, например, в г. Москве решение должно быть принято не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления, а в Московской области — в течение 10 рабочих дней со дня обращения пенсионера, однако этот срок может быть продлен по решению руководителя территориального подразделения до 25 рабочих дней (разд. 3, 4 Положения; п. п. 19, 20 Административного регламента).

Днем обращения пенсионера за оказанием помощи считается день регистрации заявления с документами в органе социальной защиты населения (п. 21 Административного регламента).

Шаг 5. Получите материальную помощь

При получении уведомления об оказании помощи обратитесь в территориальное подразделение органа соцзащиты за материальной помощью, а если материальная помощь предоставлена путем перечисления денежных средств на ваш лицевой счет — в соответствующую кредитную организацию (разд. 1 Положения; п. 116 Административного регламента).

При получении уведомления об отказе в оказании материальной помощи обратитесь в территориальное подразделение органа соцзащиты или многофункциональный центр для выяснения причины отказа.

Обратите внимание!

Единовременные выплаты в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств гражданам, имеющим право на получение социальной помощи, не облагаются НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Ошибочно полагать, что помимо пенсии государство ничего не должно платить пенсионеру. На самом деле закон предусматривает целый ряд социальных доплат для пенсионеров: ежемесячная денежная выплата, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, доплаты до прожиточного минимума и т.д.

А, кроме того, на уровне регионов действует система адресной социальной помощи пенсионерам. В отличие от пенсий и доплат, она предоставляется «адресно» – т.е. только в том случае, если человек действительно в ней нуждается.

Основной формой социальной помощи является, конечно же, денежная (хотя закон предусматривает и натуральную помощь – обеспечение продуктами питания, одеждой, лекарствами и т.д.).

Так каким же образом пенсионер может получить адресную материальную помощь от государства?

Вопросами предоставления адресной социальной помощи ведают региональные органы социальной защиты населения.

Конкретный порядок ее получения каждый субъект РФ разрабатывает для себя самостоятельно, но в общих рамках, установленных Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Поэтому кардинальных отличий в этом плане между регионами нет – общий алгоритм получения материальной помощи такой:

1. Нужно собрать необходимые документы, которые будут подтверждать нуждаемость пенсионера в материальной помощи:

— справку о размере получаемой пенсии (из ПФР) и прочих доходах (если таковые имеются),

— справку о составе семьи (выписка из лицевого счета),

— справки о доходах членов семьи пенсионера (если проживает не один),

— документы, подтверждающие нахождение пенсионера в тяжелой жизненной ситуации (заключение врача о нуждаемости в дорогостоящем лечении или постоянном постороннем уходе, о наличии иждивенцев, о неблагоприятных жилищных условиях, о смерти кормильца, о перенесенном пожаре или ином стихийном бедствии и т.д.).

Материальная помощь предоставляется малоимущим нуждающимся пенсионерам – поэтому эти обстоятельства нужно подтвердить документально.

Порог нуждаемости в регионах определяется по-разному: например, в Нижегородской области пенсионер признается нуждающимся, если доход на каждого члена его семьи не превышает 0,5 – 1 прожиточного минимума, в Курганской области – 1,5 прожиточных минимума, в Санкт-Петербурге – 2 прожиточных минимума.

2. Обратиться в региональный орган социальной зашиты населения с заявлением о предоставлении адресной материальной помощи и всеми подтверждающими документами.

Заявление можно подать в т.ч. через многофункциональный центр. Факт обращения должен быть зарегистрирован, о чем заявителю выдается письменное подтверждение.

На рассмотрение заявления органу соцзащиты выделяется от 10 до 30 дней (в зависимости от того, будет ли проводиться обследование условий жизни пенсионера или нет).

Как правило, сотрудники органа соцзащиты посещают место жительства пенсионера, изучают бытовые, социальные и прочие условия, в которых он проживает, о чем составляется акт.

Далее этот акт вместе с подтверждающими документами передается на рассмотрение комиссии (куда входят руководитель органа соцзащиты или его заместитель, другие сотрудники социальных служб, представители общественных организаций и т.д.).

На заседании комиссии путем голосования принимается решение о предоставлении пенсионеру материальной помощи или об отказе. Решение оформляется и доводится до заявителя в течение 10 дней.

3. Получение материальной помощи.

Выплата производится безналичным путем или через кассу Почты России. Размер материальной помощи варьируется в зависимости от степени нуждаемости и финансовых возможностей региона.

Например, в Московской области сумма материальной помощи может достигать 10 тысяч рублей для одинокого пенсионера, а если он пострадал от чрезвычайной ситуации – сумма возрастает до 50 тысяч рублей.

Отказ в предоставлении материальной помощи можно обжаловать либо в вышестоящее учреждение социальной защиты, либо в суд.

Детальный перечень условий предоставления материальной помощи и список необходимых документов можно получить, обратившись в управление соцзащиты по месту своего жительства.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *