Мост на Сахалин не нужен жителям, а нужен кучке заработающих на его строительстве

Жители Сахалина очень неоднозначно восприняли возможное начало строительства моста Сахалин — материк, которое глава региона Олег Кожемяко обсудил с президентом России Владимиром Путиным. В социальных сетях островного региона подавляющее число пользователей не просто не согласны с возможным строительством сухопутного перехода, но и выражают возмущение по поводу того, что грандиозная стройка навсегда оставит их регион в плачевном и полуразрушенном состоянии. Но у главы Сахалинской области есть свои аргументы.

Соцсети Сахалина отреагировали на новость о том, что президент поручил правительству проработать вопрос о строительстве моста. Напомним, депутаты областной думы Сахалина от имени своих избирателей, жителей Сахалина, обратились к главе государства с просьбой построить сухопутный переход. С этой же просьбой к Владимиру Путину обратился и глава региона Олег Кожемяко. И, казалось бы, если после массовых просьб населения высшая власть государства пошла навстречу, в социальных сетях острова должно царить ликование. Но Сахалин после важной новости демонстрирует сегодня прямо противоположные настроения:

«Люди, опомнитесь! Какой, к чёрту, мост?! Где он будет находиться? В самом узком месте между Сахалином и материком. Вам до него полдня ехать — по пылище и бездорожью! На его строительство будут потрачены колоссальные деньги из бюджета! А чем этот бюджет потом наполнят? Очередным повышением пенсионного возраста, НДС, всех мыслимых налогов, прочего?! Пусть лучше на намного меньшие деньги приобретут нормальные самолеты, построят достойные паромы да снизят тарифы на перевозку людей и грузов!».

«Просто очередное зарабатывание денег. Не нужен этот мост никому. Как только этот мост построят, сахалинцы сразу будут лишены льготных билетов на самолет. И в отпуск придется пилить до Москвы больше недели. А небольшая кучка чиновников заработает огромную кучу денег».

«Нам на Сахалине НПЗ нужен (нефтеперабатывающий завод, прим. ред) — острова без бензина месяцами сидят! А мост этот — только гибель природы и огромные затраты на содержание. А НПЗ — это развитие целых отраслей, смежных в том числе. Вот куда деньги надо вкладывать. А не в мост».

«Мост построят, и все местные уедут. И с кем тогда наши депутаты и чиновники останутся? С гражданами Центральной Азии?».

«Кто-нибудь донесет до Кожемяко, что так называемые «вековые мечты сахалинцев» о мосте — не более чем плод воспаленного воображения некоторых депутатов? Почему они выдают свои бредовые идеи за мнение всех жителей Сахалина?! С того момента, как остров Сахалин стал советским и до настоящего времени не построена дорога до Охи — места добычи нефти и газа! Регион не газифицирован! Если власти задумали этот, пока еще не просчитанный проект, то следует открыто признать, что в условиях падающей экономики они просто хотят поддержать хозяйственный оборот — строителей, производителей. Поскольку всем понятно, что этот мост — абсолютно неактуальный проект при наличии множества менее затратных, но куда более актуальных проблем Сахалинской области. Некоторые «управленцы» из числа местных «вождей» так и норовят вляпаться в историю, чтобы был повод сказать: «Это моя заслуга!». А зачем это нужно людям — никого не спросили», — пишут островитяне.

Сахалинцы оставляют в социальных сетях сотни комментариев. Из них практически все выражают несогласие со строительством моста.

«Я против! Какой мост, когда всё, абсолютно всё убито?! Стоит выехать за пределы Южно-Сахалинска, начинается разруха. Ничего не работает! Сделайте нормальные порты, а не лгите в Москве, что причина неработающей экономики — в капризной погоде! Убили все порты — теперь им мост подавай! Порты дадут работу тысячам, а мост от силы паре десятков человек!».

Попытки найти положительные отзывы в другой социальной сети Сахалина также не увенчались успехом:

«Лучше бы губернатор рассказал президенту про бешеные цены на продукты, про реальные, а не дутые зарплаты, про вырубленный лес, про то, что сахалинцам уже давно не по карману морепродукты и рыба, про разруху. Эх…» — написали жители островного региона.

Однако у губернатора Сахалина Олега Кожемяко — свои аргументы в пользу строительства моста. Напомним, глава региона убежден, что мост даст Сахалину совершенно иные возможности, в том числе возможность путешествовать не только самолетом, но и поездом и по автодорогам, особенно если говорить о бюджетниках, которые раз в два года имеют возможность ездить в отпуск за счет субъекта или предприятия. Убежден Олег Кожемяко и в том, что мост Сахалин — материк нужен вообще всем жителям России:

«Для нас это возможность более дешево завозить товары на остров, это вопросы развития строительной отрасли, сельского хозяйства. Это и вопросы погодных условий, когда у нас скапливается по 300−400 вагонов из-за шторма. Этот вопрос имеет и огромное значение с точки зрения удешевления товаров, работ и услуг, стоимости жилья. А это уже новый уровень качества жизни», — сказал Олег Кожемяко.

Еще один важнейший, по мнению главы региона, момент — дать сахалинцам возможность перестать чувствовать себя оторванными от России. К тому же строительство моста позволит снизить нагрузку на порты, многие из которых (если не все, прим. ред) нуждаются в реконструкции. Островной глава также убежден, что мост материк — Сахалин откроет для России, в частности для Дальнего Востока, выход в АТР, даст возможность грузовых транзитов как в сторону АТР, так и со стороны АТР в Европейскую часть России и Европу.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2015 году господин Кожемяко придерживался диаметрально противоположного мнения по поводу строительства моста:

«Стоимость проекта превышает годовой бюджет Сахалинской области (речь тогда шла о бюджете Сахалине до перераспределения нефтегазовых доходов в пользу федерального центра, бездефицитном, прим. ред.). Готовы ли мы отказаться от нового жилья, дорог, новых больниц, школ, стадионов, то есть от того, чем люди пользуются ежедневно?» — говорил в 2015 году губернатор Сахалина.

Сейчас его мнение поменялось.

Среди простых жителей островного региона единого мнения тоже нет. Но в последнее время, если судить по социальным сетям, мнение островитян склоняется в сторону, противоположную от строительства моста. Причина может быть в том, что люди стали жить хуже и беднее, Сахалин всё так же нуждается в новых дорогах, нормальных больницах, особенно если речь идет о провинции. Поэтому, наверное, сахалинцы так опасаются того, что грандиозная стройка лишит их последней надежды на просто человеческую жизнь.

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ проработать вопрос строительства моста Сахалин — материк. Также обсуждается вопрос строительства моста Сахалин — японский остров Хоккайдо. У обоих проектов очень много как сторонников, так и противников.

В числе противников строительства моста материк — Сахалин — жители Якутии. Строительство жизненно важного моста через реку Лена откладывалось уже несколько раз. Теперь якутяне считают, что их мост никогда не будет построен: строительство моста на Сахалине, только по предварительным оценкам, обойдется в 3,5 раза дороже, чем Крымского.

Строить или не строить мост на Сахалин? Жители ДФО и, в частности, жители Сахалина, ещё год назад обращавшиеся к президенту с просьбой мост построить, сегодня разошлись во мнениях — нужен мост или нет. Большинство склоняется к мысли, что в первую очередь нужно обустроить жизнь на Дальнем Востоке, а мост в регион, где проживает меньше 500 тыс. человек, можно отложить на более поздний период.

Депутаты Областной думы Сахалина 4 июня заявили о направлении обращения к руководству Российской Федерации по поводу строительства моста между островом и материком.

Спикер Облдумы Андрей Хапочкин главный акцент сделал на том, что в парламент островного региона постоянно поступают обращения от жителей Сахалина:

«Люди просят мост».

Думается, что парламентариям стоило бы более пристально изучить мнения своих избирателей. Да вот хотя бы в социальных сетях, что пишут:

«Этот мост станет самым большим в истории отмывания денег! Все изыскания, которые когда-либо проводились, показали, что это не выгодно!».

«500 млрд рублей, как минимум. 1 млн рублей с каждого жителя Сахалина и Курил. Вы что думаете, что вам это все вот так — бесплатно?! Мост построят, кто-то заработает. Но вы, уважаемые земляки, ещё лет 100 не увидите ни нормальных дорог, ни нормальных больниц, ни нормального жилья. Вообще ничего! Таким образом, мост станет очень удобной дорогой на материк — в одну сторону, а Сахалин станет безлюдным, все уедут отсюда!».

«Мост на материк в формате «стройка века» сахалинцам не нужен — от слова совсем! Мост нужен кому угодно: чиновникам, строительным магнатам, РЖД, и т. д. Но — не нам с вами, сахалинцы. Людям он — не нужен. Затея совершенно бессмысленная. Вам тут говорят, что доставка грузов подешевеет? Ха-ха три раза. Не читайте много сказок. Для людей у нас никогда ничего не дешевеет. Не верите? Поезжайте на любую АЗС. Со строительством моста для сахалинцев в лучшую сторону ничего не поменяется. Хлеб по-прежнему останется самым дорогим в ДФО, всё остальное — тоже», — пишут сахалинцы в социальных сетях.

Подобных комментариев в сахалинских социальных сетях — сотни.

Можно ли предположить, что строительство столь дорогого сооружения, как мост Сахалин — материк, не отразится на финансировании вообще всех дальневосточных программ? Тех самых программ, которые и без моста постоянно пытается урезать федеральный Минфин? Если строительство моста начнётся, то как быть, например, с аэропортами ДФО, до которых так и не дошли те самые, «бесследно исчезнувшие» по вине чиновников Росавиации 64,9 млрд рублей? Никто пока не сказал, когда эти деньги вернутся на Дальний Восток.

Или как будет себя чувствовать здравоохранение в дальневосточных регионах, из которых то и дело доносятся вопли отчаяния то от колымчан, то от камчатцев: «Врачами у нас работают гастарбайтеры, а в посёлках вообще нет ни больниц, ни аптек!» Вот, сегодня «донеслось» уже из дальневосточной столицы — Хабаровска.

«Износ медицинского оборудования в лечебных учреждениях Хабаровского края просто зашкаливает, а расходы на модернизацию сокращаются! Снижаем расходы на медоборудование, а за ним — здоровье жителей Хабаровского края! Самая печальная ситуация в Николаевском, Верхнебуреинском районах и в Хабаровске. Почему в Хабаровске? Потому, что здесь краевые больницы, Первая, Вторая, онкология, где оборудование давно уже не менялось! При этом расходы на оборудование в 2016 году были 540 млн рублей, в 2017 году 300 млн, а в 2018 — было изначально 70 млн, потом добавили 200, потом ещё 60 млн. Ещё более плачевно обстоят дела с содержанием и ремонтом лечебных учреждений, на это вообще хронически не хватает средств», — привело эмоциональное выступление председателя комитета по социальной защите населения Закдумы Хабаровского края Ирины Штепы ИА Амурмедия.

Проблемы в дальневосточном здравоохранении — острейшие. На их решение нужны серьёзные деньги, денег хронически не хватает. Колоссальная сумма, которая понадобится на строительство моста Сахалин — материк, никак не отразится на финансировании дальневосточных больниц?

Ещё одна беда Дальнего Востока — жильё. Проблема аварийного и ветхого жилища не только не решена, она нарастает. Из Якутии в редакцию ИА REGNUM приходят жалобы на то, что жильцы ветхих домов падают на головы своих соседей с нижних этажей через дыры в потолке. Из Амурской области, ЕАО, других регионов — о том, что люди устали жить десятилетиями в бараках. О бараках очень много могут рассказать жители Колымы, Камчатки да и других регионов ДФО.

В Приморье 7 июня бездомные сироты выйдут на митинг. Бездомных сирот в Приморье очень много. Они годами ждут положенное по закону жильё, а им годами отвечают, что денег нет. Деньги есть на всё, что угодно, — на роскошный и дорогой Медиасаммит, например, на прочие «глянцевые» пиар-мероприятия. Но на квартиры для сирот — денег нет. Понятно, что с началом гигантской стройки денег в бюджете не прибавится. Сироты навсегда останутся бездомными?

Примеров из каждого дальневосточного региона можно привести сотни.

Одна из ключевых — транспортная недоступность, усугубляемая дорогими авиабилетами. Мост на Сахалин не решит проблему транспортной доступности для всего ДФО.

К тому же в случае, если проект всё-таки начнут реализовывать, он потянет за собой массу других нерешенных проблем. Например, если через материковую станцию Селихино на Сахалин и обратно на БАМ пойдёт поток в 30 пар поездов в сутки, да плюс 50 составов с Ванинского транспортного узла, то однопутное направление от Комсомольска-на-Амуре до границы ДВЖД справляться не будет. Значит, нужно будет увеличивать расходы.

Фактически, мост на Сахалин потребует перекройки всей железно‑ и автодорожной сети ДФО. Всё это, конечно, и важно, и нужно, но может ли Россия сегодня позволить себе такие расходы? И не станет ли гигантский проект «могильным камнем» для всего остального макрорегиона? Ведь и без моста дела идут, мягко говоря, очень невесело.

Дальний Восток, несмотря на многочисленные заявления отвечающих за его ускоренное развитие московских чиновников, так и не смог стать хотя бы минимально развитым федеральным округом с элементарным набором обычных человеческих удобств.

Минвостокразвития, что при экс-министре Александре Галушке, что при новом министре Александре Козлове, без устали заявляет, что в 2017 году ДФО стал лидером Российской Федерации по объему привлеченных инвестиций.

Но вот аналитики ИАА Восток России взяли и эти инвестиции посчитали. И пришли к неутешительным выводам:

«Объём инвестиций в Центральный ФО в 2017 году составил 26,14% от общероссийских, в Уральский — 17,98%, в Приволжский 15,11%, в Северо-Западный 11,72%, в Сибирский — 9,53%, в Южный — 8,75%, в Дальневосточный — 7,62%, в Северо-Кавказский — 3,16%».

Как видим, если ДФО кого и опередил в гонке за инвестициями, так это традиционно депрессивный Северо-Кавказский федеральный округ.

Как инвестпроект мост Сахалин — материк, конечно, даст большой «скачок» в статистике привлечения инвестиций. Но не угробит ли этот проект весь остальной Дальний Восток — большой вопрос. А потому, как верно заметил Дмитрий Песков, стоит дождаться точных экономических расчетов: сколько понадобится времени и денег, когда проект окупится, окупится ли он вообще когда-нибудь? Без этих данных просьбы сахалинских властей, аргументированные тем, что «люди просят», звучат по-детски несерьёзно.

Как сообщало ИА REGNUM, разговоры о строительстве сухопутного перехода между Сахалином и материком ведутся уже более столетия. В императорской России предложение о строительстве дамбы в самом узком месте между материком и островом сочли несерьёзным и оставили без движения. При Иосифе Сталине было решено строить тоннель. Гигантская стройка была начата, но свёрнута сразу после смерти Сталина. До сих пор о ней напоминает лишь искусственный остров с технологической шахтой. Разговоры о том, что часть тоннеля была построена, считаются мифом: его не смогли обнаружить, а скрыть сооружение такого масштаба невозможно.

В постсоветской России речь вновь зашла о строительстве моста. Проект лоббировал экс-полпред президента в ДФО Виктор Ишаев. Однако дороговизна проекта стала поводом для того, чтобы его вновь отложили.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *