До конца года бензин на АЗС так и будут недоливать!

Росстандарт намерен до конца года направить в правительство предложения по контролю за недоливом бензина на АЗС — глава ведомства.

Инициативы будут представлены правительству до конца года, сообщает ТАСС со ссылкой на руководство Росстандарта.

Новые меры планируют обсудить на фоне многочисленных жалоб автовладельцев на то, что им не доливают топливо на автозаправочных станциях.

По данным Федерации автовладельцев России, таких АЗС в России около 76 процентов.

Проблема недолива топлива на российских АЗС находится на особом контроле — уже готовится пакет законодательных поправок, которые позволят ее решить. Об этом «Известиям» рассказали в Росстандарте. Предполагается, что проверяющий орган впервые получит право проводить контрольные закупки на автозаправках для выявления фактов недолива. Мошенников планируют наказывать оборотными штрафами, а сами АЗС ждут новые правила контроля-учета залитого бензина и дизеля. Сами заправщики считают, что проведенные в начале июля Федерацией автовладельцев России исследования, в результате которых было объявлено о массовых нарушениях, являются необъективными.

Как сообщили «Известиям» в Росстандарте, в настоящий момент ведомство изучает весь спектр исследований по теме недолива топлива на российских заправках.

— Возможными причинами могут являться как преднамеренные, заведомо незаконные действия работников АЗС, которые следует квалифицировать как обман потребителя, так и несоответствие обязательным требованиям применяемого для измерения количества отпущенного топлива оборудования (топливораздаточных колонок, ТРК. — «Известия»). Ведомством ведется детальная проработка вопроса недолива топлива на рынке и сформирован определенный комплекс мер в данной части, — рассказали в пресс-службе Росстандарта.

Там также пояснили, что сейчас ведомство прорабатывает шесть регуляторных мероприятий, которые помогут устранить проблему недолива. В частности, подготовлены изменения в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (102-ФЗ), предполагающие наделения Росстандарта правом проведения контрольных закупок по замеру точности отпуска топлива в режиме «тайного покупателя».

Сами заправочные колонки Росстандарт (единственный орган, проводящий метрологический надзор в РФ) предлагает признать измерительной системой, что потребует определения требований к программному обеспечению и наличию компонентов безопасности ТРК. В связи с этим в тот же 102-ФЗ планируется внести изменения, которые наделят надзорщиков правом инспекционных поверок — это позволит на месте проверить подозрительную колонку.

Также готовятся изменения законодательства, позволяющие проводить еще и внеплановые проверки по поводу недолива топлива. А именно — дающие возможность получения информации о необъективных, недостоверных и несопоставимых результатах измерений. Кроме того, прорабатывается вопрос внедрения новых методов проверок, в том числе использования проточных датчиков расхода наряду с существующими сегодня мерниками.

И, наконец, готовятся предложения по введению оборотных штрафов за недолив. Сейчас АЗС наказывают таким образом только за некачественное топливо: уличенные в его продаже платят от 1 до 3% от выручки, полученной за год, предшествовавший правонарушению.

— За нарушения в части качественных характеристик топлива уже введена ответственность в виде оборотных штрафов, но необходимо повышение ответственности и за недолив, — объяснили «Известиям» в Росстандарте. 

Сейчас основанием для внеплановой проверки АЗС надзорными органами может служить только информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан либо факты о причинении такового вреда, что в случае с недоливом бензина недоказуемо. Поэтому в подобных ситуациях органы прокуратуры зачастую отказывают в проведении внеплановых проверок. При этом, по данным Росстандарта, только в Центральном федеральном округе из общего количества претензий к АЗС жалобы на недолив топлива в 2016 году составили 21,6%, а в 2017 году — уже 46,2%.

В начале июля Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование автозаправок по выявлению случаев недолива. По данным ФАР, нарушения были зафиксированы на 76% проверенных АЗС. Впрочем, в Российском топливном союзе (РТС) убеждены, что это исследование не имеет под собой объективной почвы.

— При проверке недолива топлива на заправках так называемой Федерацией автовладельцев проводились мероприятия, не предусмотренные ГОСТом и техническими регламентами. При этом ранее их методика проверки была в пух и прах раскритикована в надзорных органах. На данный момент уже существует система контроля настройки измерительных приборов топливораздаточных колонок, есть процедуры проверки, предусмотренные действующим законодательством, — вот в их рамках и нужно работать, как это сейчас и делают правоохранительные органы, — заявил «Известиям» исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко.

Для решения проблем с моторным топливом нужно отрегулировать рынок, чтобы на нем была конкуренция и естественное ценообразование, а главное — чтобы цели работы независимых и принадлежащих нефтяным компаниям АЗС были едиными, убежден он.

Зачастую не нужно иметь специального измерительного оборудования, чтобы понять, что вас обокрали на заправке, отметил автомобильный адвокат и правозащитник Сергей Ифанов.

— Бесчисленны жалобы людей, что согласно выданному чеку им заливают в бак объем бензина, который превосходит паспортные показатели автомобиля. Поразительно, но топливомеры в автомобилях до сих пор довольно примитивны: погрешность в 3–5 л считается нормой. В смену с одной АЗС навар от недолива может исчисляться сотнями тысяч рублей, — пояснил он.

Владельцы бизнеса в курсе этой ситуации, а значит, они обязаны нести ответственность, убежден эксперт.

Федерация автовладельцев России (ФАР) 3 июля сообщила, что на 76% АЗС страны покупателям не доливают топливо. Специалисты объясняют возникшую проблему тем, что оптовая цена на бензин сейчас остается выше розничной, и если заправки хотят выжить, им приходится выкручиваться, хотя такие методы и нарушают закон. Как автомобилисту уберечься от недобросовестных игроков на рынке, куда жаловаться и что думают о ситуации политики и эксперты — в материале портала iz.ru.

Что произошло

ФАР проверила три десятка заправок в 13 регионах на предмет недолива бензина марок Аи-92 и Аи-95. Специалисты в качестве тайных покупателей побывали на АЗС различных сетей.

Оказалось, что топливо «жалеют» на 76% заправок. Причем недолив (расхождение в более чем 1% между оплаченным и фактически полученным бензином) выявили на 100% мелких и частных АЗС.

В среднем же получилось, что не доливают 5,05% бензина. «А значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр», — говорится в сообщении ФАР.

Организация привела два примера. Так, на АЗС в Краснодарском крае продавали Аи-95 по 44,70 рубля за литр. При этом 19,03% от купленного топлива в бак не залили. Получается, что фактически автомобилист приобрел топливо по цене 55,21 рубля за литр.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

А на одной из заправок в Московской области обнаружили не только недолив бензина в 12,8% (при цене 39,90 рубля за литр), но и несоответствие его качества Техническому регламенту Таможенного союза.

Во время исследования специалисты Федерации автовладельцев отбирали топливо в специально оборудованный автомобиль. «Далее по методике определялось количество фактически приобретенного топлива. Выборочно проводился отбор топлива для проверки качества в лабораторных условиях», — отметили в организации. 

ФАР взялась за проверку из-за участившихся жалоб автовладельцев и в связи с тем, что до сих пор нет аттестованной методики определения фактически залитого в бак топлива. Федерация автовладельцев России предложила это делать в режиме «тайного покупателя». Однако пока метод не будет аттестован, организация не может раскрыть все детали.

Почему покупателей обманывают

В ФАР заявили, что в основе проблемы лежат экономические причины. «Если оптовая цена выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», — добавили в организации.

В Независимом топливном союзе (НТС) придерживаются такого же мнения по поводу причин ситуации с недоливом. Пресс-секретарь ассоциации Сергей Бойко рассказал порталу iz.ru, что сейчас независимые АЗС и заправки вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКи занимаются добычей, переработкой, продажей) находятся в одной рыночной ситуации.

«Потому что у нас розничные цены зафиксированы по договоренности с правительством, а оптовые цены растут, то есть разница между оптовым приобретением и продажей в розницу невелика либо даже минусовая. То есть все несут убытки», — отметил он.

Однако ВИНКи еще могут как-то выживать, поскольку у них есть другие источники роста прибыли — они могут продавать и оптом, и в розницу и дотировать убыточные АЗС, добавил собеседник портала. 

А вот независимым заправкам приводится совсем тяжко. «Запаса прочности у большинства из них осталось на 1–2 месяца в этой ситуации. Мы внимание правительства на это обращали, но, к сожалению, они не замечают. Зато замечают, что отдельные АЗС пытаются выжить за счет недолива, возможно за счет снижения качества бензина и дизельного топлива. (…) Выживает, кто как может», — подчеркнул он.

Кто виноват

То, что случаи с недоливом действительно происходят, подтвердили и в Российском топливном союзе (РТС). Однако там отказались считать выявленные ФАР факты тенденцией «сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов».

«Это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза. Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу не доливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают», — сказал первый вице-президент РТС Олег Ашихмин.

Фото: РИА Новости/Алексей Сазонов

В Независимом топливном союзе также указали на человеческий фактор. «Работник может иметь интерес подзаработать неправомерным путем. Чтобы это контролировать, проводятся регулярные проверки. Это вопрос организации работы и бизнеса», — констатировал Сергей Бойко.

Представитель РТС полагает, что после исследования ФАР владельцы заправок особо озаботятся фактами кражи. «Думаю, что эта система искоренима. Просто уже давно никто на это не обращал внимания», — сказал Ашихмин.

Как раскрыть обман и что делать

По словам эксперта, каждый автовладелец может проводить собственные проверки на любимой АЗС. «Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили ТРК на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», — отметил Ашихмин.

Господин Бойко из Независимого топливного союза обратил внимание, что можно попросить помощи у общественных организаций, в частности у той же Федерации автовладельцев. Там сориентируют и по поводу проверки качества топлива и по поводу недолива.

По словам пресс-секретаря НТС, других способов обмануть клиента, кроме как «чуть-чуть не долить либо предложить более низкокачественный бензин», не существует.

В российском объединении «Автоюрист» проконсультировали портал iz.ru по поводу того, как доказать обман. Там посоветовали «при факте обнаружения недолива» снять на видеокамеру момент заправки — это ключевое доказательство. Затем нужно подойти к кассиру или к другому сотруднику и объяснить ситуацию.

«Говорите: «Доливайте, потому что я заплатил деньги, либо вычтите сумму, отдайте остаток моих денежных средств, которые вы должны». В случае отказа уже подаете в суд», — заявили в компании.

Фото: ТАСС/Интерпресс/Тарасенков Александр

Юрист Дмитрий Славнов, с которым пообщалась НСН, рекомендовал написать заявление начальнику автозаправочной станции, в котором отразить обстоятельства, рассказать об объеме недолива и указать дату заправки. И надо приложить при этом чек. В случае бездействия можно подавать в суд.

Эксперт предупредил, что объем недолива зависит от количества приобретенного топлива — чем больше купили, тем меньше процент недолива. Этот феномен он объяснил технологией работы автозаправочного насоса.

Собеседник портала в «Автоюристе» тоже рассказал, что, по его опыту, «когда заливаешь полный бак, только тогда всё честно, а когда просишь определенное количество, например, 75 л, то заливают порядка 70».

Как отметил Бойко из Независимого топливного союза, некая доля недолива допустима из-за того, что во время заправки топливо испаряется, но она не должна превышать 1%.

Как борются с проблемой

НТС, который объединяет независимых владельцев АЗС, несколько недель назад разослал своим участникам письмо, призвав их проверить оборудование на станциях и проконтролировать качество топлива. 

«Задача таких ассоциаций заключается в том числе и в том, чтобы поддерживать определенное качество бензина и дизельного топлива, качество услуг», — указал пресс-секретарь объединения.

После публикации результатов проведенной ФАР проверки Роскачество объявило, что вместе с Росстандартом этим летом исследует автомобильное топливо.

«Исследование пройдет по нескольким направлениям: на фальсификацию, соответствие бензина заявленному октановому числу, то есть мимикрия под более дорогой бензин, наличие присадок, качественные характеристики топлива, а также недолив», — говорится в сообщении.

Всего специалисты изучат более 30 параметров. Они также узнают, верны ли утверждения экспертов отрасли о том, что основными источниками фальсифицированного топлива являются организации, отгружающие его в розницу — якобы они смешивают разные партии и доводят характеристики топлива до более высоких показателей с помощью присадок.

Также «на профессионализм и оснащенность» проверят лаборатории, аккредитованные на исследования бензина. 

В пресс-службе Росстандарта «Интерфаксу» сообщили, что пути решения проблемы недолива топлива на АЗС обсудят на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

А председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный тем временем предложил оснастить автозаправочные станции системой удаленного доступа для контроля качества и количества бензина, передает «РИА Новости».

Сенатор Алексей Майоров со своей стороны считает правильным привлекать обманывающих автомобилистов сотрудников бензоколонок или хозяев АЗС к административной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности.

Ранее среди способов борьбы с недобросовестными игроками рынка предлагалось присваивать заправкам звезды, по аналогии с гостиницами. Проект национального стандарта уже подготовили, но пока не утвердили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *