Что делать военным пенсионерам в борьбе за справедливую пенсию?

Над этим на следующих выборах следует крепко подумать не только пенсионерам Министерства обороны, но и всем военнослужащим вместе с членами их семей, представителям Росгвардии, ФСБ, ФСО, других силовых ведомств. Не называю фамилии депутатов и фракции, к которым они принадлежат, чтобы в канун президентских выборов не политизировать лишний раз ситуацию. Желающие могут найти список равнодушных на сайте Госдумы.

Каста привилегированных

Кастрация по выслуге лет

А какую позицию занял думский Комитет по обороне? Ведь он должен стоять горой за соблюдение прав военнослужащих. В заключении от 9 февраля 2017 года за подписью первого заместителя председателя Комитета Госдумы по обороне Андрея Красова («Единая Россия») называются те же мотивы. Зампред приводит железный, как он считает, аргумент о соотношении военной и средней гражданской пенсии, которое-де увеличилось в пользу военной в 1,8 раза. А предлагаемое автором законопроекта увеличение военных пенсий ведет к еще большему разрыву с гражданскими и не только не снимет социальную напряженность, но и вызовет ее рост, аргументирует депутат. Кроме того, по мнению Красова, в современных социально-экономических условиях возможность столь резкого увеличения расходов федерального бюджета на указанные цели представляется как минимум спорной.

Что тут сказать? Забота об экономии государственных средств и разговор о социальной справедливости – это хорошо. Но возникает несколько вопросов.

Во-первых, избитый тезис о превышении военных пенсий над средней гражданской в 1,8 раза выглядит укоризной власть имущих к людям в погонах – мы к ним всей душой, а они ворчат. В таком случае позвольте спросить: может, дело не в большой военной пенсии, а в унизительно жалкой гражданской? Безусловно, обидно, что проработав всю жизнь, простой человек получает сегодня сущие гроши, на которые достойно жить нельзя. Но в этом не военные виноваты, не они сделали жизнь наших стариков почти невыносимой, а правящая элита, то есть те же госчиновники и законодатели. И давайте не забывать – именно достойная пенсия после окончания службы всегда была значимым аргументом для того, кто в молодости выбрал военную стезю.

Во-вторых, Андрей Красов все же признает в своем заключении, что в обществе существует социальная напряженность из-за низкой заработной платы и нищенских пенсий. Но тогда что же вы делаете, господа, чтобы такой напряженности не было? Всерьез обсуждаете законопроекты о запрете на секс с проститутками и исключении из кинофильмов сцен с распитием?

В-третьих, не попробовать ли чиновникам и депутатам вроде Приходько и Красова провести простенькие арифметические вычисления и выяснить соотношение своего ежемесячного жалованья со средней пенсией и заработной платой в стране? Или доходов таких «эффективных менеджеров», как укравшее миллионы и сбежавшее за границу руководство «ВИМ-Авиа»? Вот где можно всласть порассуждать о социальной справедливости и экономии бюджета.

Это не все, есть и в-четвертых. Введение с 2012 года понижающего коэффициента, учитываемого при исчислении военной пенсии, и дальнейшая заморозка индексации почему-то не распространялись на следующие категории пенсионеров и членов их семей (п. 6 ст. 12 ФЗ № 309):

  • судей Военной коллегии Верховного суда РФ и военных судов;
  • прокурорских работников (в том числе органов военной прокуратуры);
  • сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов СК РФ);
  • федеральных государственных гражданских служащих.

В чем же причина такого избирательного подхода? Чем рядовой судья заслуженнее погибшего в Сирии генерала Валерия Асапова?

Именно поэтому Вячеслав Тетекин и сотни тысяч военных пенсионеров, приравненных к ним лиц справедливо считают, что применение только к ним указанных ограничений действительно ведет к росту социальной напряженности, противоречит Конституции РФ и российскому законодательству.

Конечно, хотелось бы услышать и мнение на этот счет самого председателя Комитета Госдумы по обороне Владимира Шаманова. Но бывалый десантник осторожно отмалчивается.

Ненадлежащий механизм

Напомним еще раз: реальная инфляция в России в последнее время, кроме нынешнего года, была около семи процентов. Таким образом, даже с двухпроцентной прибавкой покупательная способность военных пенсионеров ежегодно уменьшается на 1/20. Получается, с одной стороны, государство признает, что ветераны военной службы и правоохранительных органов должны получать пенсию на уровне среднего денежного довольствия. С другой – объявляет, что никаких шансов на справедливость до 2035 года у них нет.

Граждане, на которых распространяется предлагаемое к отмене положение закона, несли необходимую для государства и опасную для их жизни и здоровья службу. Предлагаемый законопроект мог бы устранить сложившийся дисбаланс в объеме мер социальной защиты, восстановил бы справедливость в отношении ветеранов, снизил бы уровень социальной напряженности хотя бы в этом сегменте.

В определении Конституционного суда от 24 сентября 2012 года № 1800-0 отмечено, что изменение размеров тех или иных денежных выплат должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия к закону и действиям государства. Но доверия-то как раз и нет. Есть закон, который надо выполнять, а не искать лазейки, как его обойти, и оправдания этого.

В связи с многочисленными обращениями офицерской и ветеранской общественности в органы законодательной и исполнительной власти, судебные инстанции Общественная палата РФ 13 июня 2017 года вынесла на обсуждение за «круглым столом» вопрос о выполнении государством социальных гарантий по выплате пенсий лицам, проходившим военную службу, а также сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей (инициатор – председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков). Корнем проблемы признан дискриминационный коэффициент 0,54. В 2012 году по сути был введен не предусмотренный законодательством налог на военные пенсии в размере 46 процентов, который взимается в том числе с ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, что вообще не укладывается в нормы морали и нравственности. КС РФ, проверяя по обращению военных пенсионеров конституционность части второй статьи 43 ФЗ № 4468-1, признал так называемый понижающий коэффициент соответствующим Основному закону лишь при условии установления надлежащего механизма возмещения (определения № 1433-O от 17 июля 2012 года и № 1800-O от 24 сентября 2012 года). Но надлежащий механизм не работает уже пять лет.

За эти годы нормативными правовыми актами РФ приостановлены с 1 января 2013 года по 1 января 2018-го действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (а также службу в ОВД, ГПС, органах наркоконтроля, учреждениях и органах УИС, Росгвардии), и членов их семей:

  • индексация денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
  • денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и с 1 января 2013-го ежегодно увеличивается на два процента до достижения 100 процентов его размера (индексация);
  • с учетом уровня инфляции Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем два процента.

В результате приостановки вышеуказанных законодательных положений на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44 процента. Покупательная способность окладов за пять лет упала на треть с лишним. Чтобы вернуться к ситуации, которая была на 1 января 2012 года, их надо сейчас повысить почти на 50 процентов.

Вполне естественно, что уже пять лет идет борьба офицерской и ветеранской общественности за восстановление справедливости. В ней принимают активное участие КПРФ, Союз советских офицеров, Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки. Казалось бы, в какие колокола еще надо бить, чтобы услышали правительство, Госдума? Или там уже окопались враги государства, которые только и ждут, чтобы протестные выступления выплеснулись на улицы.

И за футбол умрем

Участники «круглого стола» в Общественной палате РФ отметили, что дальнейшее сохранение понижающего коэффициента к военным пенсиям будет повышать социальную напряженность и может привести к массовым выступлениям офицерской и ветеранской общественности. Но исправить положение еще можно. Надо лишь понять, что несущие военную службу выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливаются их особый правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, как сегодня в Сирии, влечет за собой обязанность правовой системы гарантировать социальную защиту, адекватную особому статусу. Предлагается:

1. Поручить депутатам фракции КПРФ в Комитетах ГД РФ по обороне, безопасности и противодействию коррупции, по труду, социальной политике и делам ветеранов, по бюджету и налогам, по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, подготовить в короткий срок и внести законопроект об отмене дискриминационного коэффициента 0,54. Создать для этого рабочую депутатскую группу.

2. Привлечь к подготовке и обсуждению законопроекта депутатов из других фракций, офицерскую и ветеранскую общественность, особенно Союз ветеранов Вооруженных Сил, Комитет ветеранов войны, Союз офицеров России, Союз советских офицеров, ДПА, военных юристов, журналистов, СМИ, освещающих данную тему.

3. Широко освещать подготовку и содержание законопроекта в партийных и других доступных СМИ, социальных сетях.

4. Руководству ЦК КПРФ найти возможность публично заявить позицию КПРФ по данной проблеме и принимаемые партией меры.

Активное участие в «круглом столе» в ОП РФ приняли представители Минобороны, МВД, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, МЧС, военные юристы, другие компетентные специалисты. Состоялось два видеомоста с Приморским краем и Воронежской организацией ветеранов. В выступлениях люди настойчиво требовали убрать коэффициент и тем самым исключить дикую несправедливость.

Представители МО РФ и МВД рассказали, как они работают над этим вопросом, готовят заявки, запрашивают средства под статьи. Но каждый раз упираются в непонимание и закрытые двери всемогущего Минфина, где ответ один: денег нет. Поэтому надежды на то, что заседание в Общественной палате РФ что-то даст, нет.

«Удивительное дело, на различные откаты и огромную зарплату бездарным футболистам деньги в государстве находятся, а на достойную жизнь служивых, которые отдали защите государства здоровье и силы, нет, – говорит главный военный советник председателя ЦК КПРФ Игорь Белозерцев. – Призывы «Денег нет, но вы держитесь!» могут продолжаться бесконечно. И пока не будет убран пресловутый коэффициент, вопрос не решить. Более того, введением различных поправок правительство может бессрочно заморозить или отсрочить работу уже принятого закона.

Задача № 1 – отменить унижающий людей в погонах коэффициент. Тогда они будут получать полную, а не кастрированную пенсию. Защищая государство от внешних врагов, создавая благоприятные внутренние условия для бизнеса, люди в погонах кровью и потом заслужили достойную старость».

По мнению Белозерцева, в ближайшее время требуется:

  • разработать и внести на рассмотрение новый законопроект с учетом необходимых поправок;
  • добиваться соответствующего решения Конституционного суда по вопросу о коэффициенте 0,54, отнеся это к ведомству законодателей, если они не выработали механизм компенсации;
  • поднять офицерскую и ветеранскую общественность (союзы, комитеты, офицерские собрания и т. д.) на борьбу за свои законные права;
  • организовать направление массовых исков в суды с требованием вернуть украденное у военных пенсионеров, а это сотни тысяч рублей.

Люди пока не понимают, что все уперлось в глухую стену чиновнического равнодушия, и стенаниями, письмами, жалобами ее уже не пробить.

Если не поднимется широкая протестная волна на местах, нынешнее антиармейское болото в Госдуме будет и дальше распространять вонь и гниль.

Источник: Военно-промышленный курьер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *